Я приобрел камеру в конце лета и отснял несколько семейных событий при дневном освещении. Остался более чем доволен результатом.
Отмечу сразу, что мне понравилось использование ручной фокусировки кольцом на объективе. Поначалу я обнаружил два способа использовать ручную фокусировку: рычажком SAF/CAF/MF и кнопкой AF. Первый вариант связан с механическим отключением привода автофокуса, режим MF включается с усилием. Изучение форума пента-клуба подтвердило, что возможна поломка данного рычажка, если часто ним пользоваться. Следовательно, я остановился на варианте с отключением автофокуса по половинному нажатию кнопки спуска и фокусировкой по нажатию кнопки AF. Это стало принципиальным моментом в дальнейшем.
Лето закончилось, и первые попытки съемки в помещении при слабом освещении показали, что без внешней вспышки не стоит даже пробовать. Эффективное расстояние встроенной вспышки – пара метров. Для съемки вечеринки в кабаке однозначно нужна внешняя вспышка.
Оригинальной вспышки Samsung SEF-54PZF, которая является клоном вспышки Pentax AF-540FGZ за примерно три четверти цены, у нас не найти. Даже звонил в представительство Samsung. Сэкономить не получилось, стал выбирать между Pentax AF-540FGZ и Metz 58 AF-1.
Сравнений этих двух вспышек в интернете куча, преимущества и недостатки есть у обеих, хотя в целом Metz интереснее и дешевле, взять хотя бы наличие двух рефлекторов и USB для обновления прошивки. Но реально купить получилось только AF-540FGZ, и то под заказ, две недели ждал. Сделана в Китае, гарантия от магазина, а не от завода сразу подпортили первое впечатление. Еще больше его испортили первые же тестовые снимки. Некоторые из них были чудовищно темны.
В общем сразу остался очень недоволен, ну а доступность вспышек для системы Pentax/Samsung – еще один недостаток выбора этой системы. С канониконами такой проблемы вроде нет.
Начал перерывать интернет с целью убедить себя, что я не ошибся с выбором вспышки, да и системы в целом. Так вот, есть таки в системе P-TTL имени Pentax глюк с недоэкспонированием снимков со вспышкой. О нем много и подробно писали (рекомендую почитать: раз, два, три, четыре). Но чем дольше я читал, тем больше понимал, что в моем случае все гораздо хуже.
Я, похоже, наткнулся на отдельный глюк, при котором снимки становятся практически черными.
Сидя на кухне и экспериментируя с методами из статьи по ссылке два, случайно обнаружил источник своих проблем. То ли я еще не вычитал этого в инструкциях к камере и вспышке, то ли об этом не говорится нигде, но, оказывается, причиной очень темных снимком в некоторых условиях, была кнопка AF. Все это время, я снимал так: фокусировался кнопкой AF, отпускал её, потом нажимал спуск. Случайно один раз нажал спуск не отпуская кнопку AF, вот разница:
В общем, стало понятно, что именно кнопка AF и моя привычка фокусироваться ею были источником очень темных снимков. В результате я перешел на алгоритм отключения автофокусировки удержанием кнопки AF, что в конце концов показалось мне даже более удобным.
Теперь иногда, конечно, проскакивают недоэкспонированные снимки, но все укладывается в законы, описанные в статье два: эффективное расстояние, диафрагма, отражение и тд. Хорошо помогает комбинация небольшой компенсации в пол шага на вспышке и камере.